Опыт использования ЭОР преподавателями биологии.
В последнее время на реальных и виртуальных прилавках магазинов появилось много программных продуктов для обеспечения учебного процесса. Использование таких продуктов (например, от «Кирилла и Мефодия») имеет много положительных сторон. Прежде всего, электронные учебники «Кирилла и Мефодия» с точки зрения биологии, методики преподавания и возрастной психологии составлены достаточно профессионально. Материал соответствует учебному плану, довольно точно дозирован, хорошо иллюстрирован. Формы деятельности учащихся при работе с этими учебными программами достаточно разнообразны – здесь и активное слушание, и смысловое чтение, то анализ видеоинформации, то разворачивание информации, поданной в схемах или графиках. Очень важно, что каждый ребенок может работать на уроке в том ритме, который для него наиболее комфортен. В любой момент ученик, прослушав материал или просмотрев иллюстрации еще раз, может вернуться к вопросу, который он не понял или не разобрал до конца. Все это повышает эффективность урока, а использование компьютерных технологий, несомненно, стимулирует интерес к предмету и активизирует познавательную деятельность учащихся. С использованием информационных технологий в проектной деятельности учащихся по биологии возможно создание не просто яркого видеоряда для презентации результатов проекта, но и пособий для кабинета - например, мультимедийных энциклопедий по флоре и фауне родного края. К тому же, работая над проектом с использованием компьютерных технологий, ребята осваивают инструмент, при помощи которого они смогут совершенствовать навыки получения и присвоения информации, совершенно необходимые для специалиста любого профиля.
Возможность выхода в Интернет создает в кабинете настоящий поисковый информационный ресурс, систематизацию и пополнение которого тоже можно отдать частично «на откуп» учащимся – создать картотеку сайтов Интернета с аннотациями, которая станет прекрасной поддержкой и для Вас при подготовке к урокам, и для учащихся при выполнении проектных и творческих работ разного вида. Ниже я приведу небольшой список таких сайтов:
http://www.museum.ru - cайт музеев Москвы;
http//www.darwin. museum.ru/expos/dino/ -сайт, посвящённый динозаврам;
http//www.dino.ru -история развития жизни;
http//www.zooclub.ru – дикие и домашние животные;
http//www.nature.ru «Научная сеть» - научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии учёных, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое;
http//www.zooland.ru –«Кирилл и Мефодий. Животный мир»;
http//www.bio.msu.ru – Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова;
http//www.herba. msu.ru – ботанический сервер МГУ им.М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, много фотографий и рисунков;
http//www.nature.ok.ru/mlk__ nas.htm – «Редкие и исчезающие животные России»;
http//www.zoomax.ru – «Животные»;
http//www.povodok.ru –«Поводок» - один из самых полных сайтов, посвящённых домашним животным;
http//www.petslife.narod.ru –«Домашние животные»;
http//www.luzhok.ru – «Лужок» сайт, посвящённый декоративным растениям. Содержит описания комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен;
http//www.aib.ru/loki/zoolog/zoo.htm - «Экзотическая зоология»;
http//www.cryptoz.narod.ru – «Криптозоология». Два последних сайта посвящены мифическим и мистическим существам;
http//www.bober.ru – «Всё о бобрах»;
http//www.turtle.newmail.ru – «Популярная черепахология»;
http//www.bigcats.ru –«Большие кошки»;
http//www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus - «Жуки»;
http//www.nature.ok.ru – Экологический центр МГУ;
http//www.vokrugsveta.ru – журнал «Вокруг света»;
http//www.droug.ru – журнал «Друг»;
http//www.geoclub.ru - журнал «Гео»;
http//www.zooclub.ru/animals - газета «Моё зверьё»;
http//www.znanie-sila.ru – журнал «Знание-сила»;
http//www.bio.1 september.ru – газета «Биология»;
http//www.nauka.relis.ru – журнал «Наука и жизнь»;
http//www.computerra.ru – журнал «Компьютерра».
Пользуясь данными сайтами, электронными учебниками, дисками мы создаем свои ОР и применяем их на уроках биологии. В этом году нами разработано 25% уроков по новым педтехнологиям.
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас к сотрудничеству. Поделитесь опытом работы, ссылками используемых сайтов, своими разработками уроков, внеклассных мероприятиями и т.д.