Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 2
Зарегистрирован: 11.09.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.08 09:59. Заголовок: Применение ЭОР в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников


Возможности ИКТ на уроках русского язык, литературы как средство развития познавательной активности учащихся.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова
М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, , опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее(это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков , различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку. Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Но и слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка правила могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы.
Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля.
Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 06.10.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.08 19:15. Заголовок: Спасибо, Галина Серг..


Спасибо, Галина Сергеевна, за очень содержательное сообщение. Согласно с Вами, что ИКТ стимулируют деятельность учащихся на уроке, безусловно, верно и то, что во всем нужна мера. Конечно, в 21 веке школа и преподавание в ней немыслимо без ИКТ и Интернета.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 07.10.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.08 13:15. Заголовок: Предлагаю для обсужд..


Предлагаю для обсуждения сообщение по теме "Метод проектов как средство формирования информационной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы"
I. Актуальность инноваций.
Социальные и экономические преобразования в стране оказывают влияние не только на уровень жизни населения, но и на российское образование. Модернизация образования обусловлена общими тенденциями мирового развития и, прежде всего, переходом к постиндустриальному обществу. Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения.
В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые возможности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования - необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых, а создание условий для становления информационной компетентности старшеклассника общеобразовательной школы становится одной из приоритетных задач общего среднего образования.
II. Метод проектов как средство формирования
информационной компетенции
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную дея¬тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз¬вития креативности и одновременно формирования определенных личност¬ных качеств.
Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти¬ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче¬ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас¬крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности, а также способствует формированию умений ориентироваться в информационном пространстве, развитию крити¬ческого мышления.
Формирование информационной компетенции у учащихся посредством метода проектов на уроках литературы и русского языка мы рассматриваем на возрастной группе 13-15 лет. На этом возрастном этапе преимущественно формируется самостоятельность, осуществляется превращение освоенного способа в средство разрешения проблем.
Целью образования в основной школе является создание условий для формирования социальной мобильности и адаптации. Базовой целевой установкой - формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной образовательной или профессиональной траектории.
Условием достижения этой цели является построение обучения на основе множественности видов деятельности ребёнка. Так в нашей школе появились кадетские классы. В этих классах, помимо решения задач гражданско-патриотического воспитания, апробировалось раздельное обучение. С точки зрения методики данная инновация – это хорошо забытое старое: разнополое обучение имеет свои традиции, своё психо-физиологичекое и педагогическое обоснование. Мне как учителю представилась возможность увидеть гендерные различия процесса обучения.
Можно сказать, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре и характере умственных способностей: мужчины более склонны к абстрактно-логическому мышлению, а женщины – к наглядно-образному, интуитивно-целостному. Кроме того, общепризнанно, что женщинам легче даются гуманитарные предметы.
Как учитывать эти и другие различия в практике преподавания? Очевидно, что мальчикам нужно создавать условия для удовлетворения в учёбе своих повышенных поисковых потребностей. В учебной деятельности ребят привлекает эвристический компонент, и важно моделировать на уроках ситуации исследования, приносящие радость собственных, пусть маленьких открытий. Также следует поощрять хобби мальчиков – всё то, что помогает удовлетворению их поисковой активности.
На протяжении уже почти пяти лет я преподаю в двух кадетских классах, где обучаются только мальчики. В 9к классе (2007-2008 учебный год) у 95% учеников имеются дома компьютеры, половина которых подключена к Интернету. У ребят с 5-го класса преподаётся информатика, так что технологическая готовность к осуществлению задач формирования информационной компетентности имеется. Кроме того, для большинства ребят компьютер – не просто хобби, но и средство самореализации. Однако на подходах к замыслу эксперимента мы обнаружили, что учебные задачи в этой системе стоят далеко не на первом месте. До определённого времени техника была лишь дорогой игрушкой. Изменить психологию, расширить возможности детей – это стало одной из наших задач.
III. Описание опыта формирования информационной компетенции
методом проектов
Реформа школьного образования фактически началась, когда появились новые способы передачи информации. Школа была изобретена для передачи информации от одного поколения к другому. С появлением сети Интернет ценность учителя как транслятора информации исчерпывается, меняются места и роли всех участников образовательного процесса. Чтобы быть интересным своим ученикам, необходимо быть впереди них.
Как уже было сказано ранее, я работаю в кадетских классах, где гуманитарный склад ума свойствен единицам. Как сделать, чтобы освоение предметов филологического цикла стало интересным, затронуло их души? Для себя я нашла выход в том, чтобы идти от интересов детей. Три года назад самым актуальным для мальчишек моего класса было освоение компьютера, причём – в качестве игрушки. Так родилась идея создать урок, на котором ребята в процессе деятельности попробуют на собственном опыте, что такое информационный проект. Результатом нашего совместного творчества стал проект «Знакомьтесь: деепричастие!»
на этом этапе класс осуществлял вхождение в информационную деятельность. Я стремилась стимулировать интерес к работе с информацией, осуществить начальный опыт ориентации в средствах информационной деятельности, формировать умения и навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий, начать освоение методов работы с информацией (получения, хранения, обработки и передачи) в учебно-познавательной деятельности, причём на уроке русского языка, а не информатики. Стоит отметить, что учащиеся тогда были семиклассниками. Мой урок решал также важные методические задачи. Изучение деепричастий в курсе русского языка в методическом плане представляет несомненную сложность: это абсолютно новое знание, не поддержанное знакомством в начальной школе; изученное после причастия, оно нередко интерферирует с этой частью речи; формирование практических навыков всегда идёт трудно: зная пунктуационное правило, учащиеся не всегда обособляют деепричастие и оборот на письме. Неоднократно сталкиваюсь с трудностями, возникающими у учащихся при подготовке к ЕГЭ: не видят деепричастие, не умеют анализировать его структуру и грамотно использовать в речи. Имея в виду эту перспективную цель, я и рекомендовала кадетам так спланировать в проекте «западающие» темы, чтобы их можно было легко повторить. Была создана презентация, которую ребята разместили в своих домашних компьютерах. Каждая страничка, кроме теоретического материала, содержала тренировочные материалы. На уроке ребята осуществили презентацию своих страничек, класс выполнял задания, каждый учащийся на листе самооценки фиксировал, что вызвало у него затруднения. Кроме того, ребята, выступившие у доски, имели возможность рефлексии своей деятельности (памятка к самопрезентации: О чём моя страничка? Чему я хочу научить ребят? Какими источниками я пользовался при подготовке? С какими трудностями мне пришлось столкнуться?). Слушатели по ходу оценивали выступление по заданным критериям (качество слайдов, выход за рамки учебника – использованные источники, осознанность и целенаправленность практических заданий, свобода владения материалом, в том числе речь учащегося). Урок получился очень ярким, повторили весь материал по деепричастию, в конце выполнили контрольный тест, созданный наиболее «продвинутыми» учащимися. Несомненно, урок достиг запланированных целей.
В течение седьмого класса мы начали углублять полученные навыки, работа в основном шла на индивидуальном уровне: подготовка выступлений по темам, выходящим за рамки учебника, защита читательских дневников на уроках литературы (всё – с применением ИКТ). В восьмом классе мы осуществили три больших проекта: открытый урок по «Слову о полку Игореве…», литературно-творческий проект «Красна песня ладом» и защиту микроисследований на экзамене. Целью этого года обучения стала продуктивная учебно-исследовательская деятельность в информационном пространстве образовательного процесса, развитие интереса к учебно-исследовательской деятельности в информационном пространстве и самореализация в информационном пространстве, развитие интереса к информационно-поисковой деятельности и созданию собственных продуктов.
Мне хотелось бы представить урок, посвящённый «Слову о полку Игореве». Это произведение неизвестного автора, являясь шедевром древнерусской литературы, открывает золотые страницы отечественной классики, закладывает традиции гражданственности и патриотизма, которые всегда были отличительными чертами лучших произведений нашей литературы. Кроме того, общепризнанна его историко-культурная ценность.
Итак, тема моего урока: «Слово о полку Игореве» как исторический и литературный памятник отечественной культуры».
Урок был построен на основе проектной методики. На этом уроке мы попытались расширить и углубить полученный опыт. Постепенно ребята начали осваивать новую роль компьютера – средства добывания информации и подготовки к урокам. На первом уроке темы мы очертили круг вопросов, о которых традиционно говорится при изучении памятника древнерусской литературы. Постепенно выявились и загадки, которые детям интересно было решать. Кое-кому тему микроисследования подсказала я, исходя из интересов учащихся и учебных целей. Кто-то выбрал тему сам. У нас получился сборник микроисследований, каждое из которых ребята представили через защиту проекта (устное сообщение плюс презентация, выполненная в программе Power Point).
Основная проблема, с которой столкнулись дети – неумение сокращать текст, выделять главное, чем мы занимаемся и на «обычных» уроках (например, конспектирование), некоторые не умели работать с программой Power Point. Где-то потребовалась моя помощь, где-то ребята нашли, кого привлечь ещё, большинство справились сами.
Основная методическая трудность при организации подобных уроков - это активизация восприятия материала (не хотелось, чтобы урок превратился в пассивное слушание). Для этого мы использовали форму научно-практической конференции (ребята и присутствующие на уроке коллеги выбрали победителя) и викторину. Кроме того, эмоциональной кульминацией урока стало чтение наизусть описания битвы (на древнерусском языке), лирическую ноту добавил ученик, прочитавший «Плач Ярославны» в одном из переводов. Наибольший интерес вызвали выступление Кости, проанализировавшего географию «Слова…» и путь, проделанный полком до места битвы (оказалось, что прошёл Игорь с дружиной около 500 километров), и Ивана, который представил военные обычаи, оружие славян и детальный ход сражения.
На этом занятии была осуществлена интеграция не только с информатикой, но и с историей. Надо отметить, что уроки защиты проектов чаще всего являются интегрированными, и это, несомненно, большой их плюс. Ведь ребята учатся видеть целостную картину мира, а не разрозненные факты отдельных предметных областей. В этом учебном году нами в другом классе был осуществлён урок защиты проектов по теме: «Александр Блок «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворном цикле, её современное звучание и смысл». Конечно, анализируемое произведение написано автором-символистом, а это течение не провозглашает историзм своим лозунгом. Однако ребята увидели, что цикл написан в большей мере в традициях реализма, и потому говорить об истории на уроке оказалось возможно и даже необходимо. Как показывает опыт, такие уроки имеют, кроме учебного и развивающего, огромное воспитательное значение: накануне Дня Защитника Отечества учащиеся вспомнили о славных страницах отечественной истории и о людях, защищавших страну в годы тяжёлых испытаний.
В течение 2-го полугодия восьмого класса учащиеся экспериментальной группы (8к класс) получили ещё одно задание. В конце года они сдавали экзамен по русскому языку на переводной аттестации. Первая часть экзамена представляла собой защиту индивидуальных исследований по синтаксису простого предложения. Здесь ребята показали уверенное владение наиболее популярными программами, навыками поиска информации и, наконец, начальный этап овладения навыками исследовательской деятельности. Ребята исследовали частотность употребления того или иного явления синтаксиса в текстах разных стилей, разных периодов создания, своеобразие употребления явления в художественном тексте того или иного автора. В целом микроисследования были представлены на допустимом и оптимальном уровне выполнения.
Вообще в своей деятельности я использую и творческие проекты. Так, в прошлом учебном году был осуществлён литературно-музыкальный проект, посвящённый русским народным песням, - «Красна песня ладом». Учащиеся пели, инсценировали песни; сама композиция сопровождалась элементами драматизации, мультимедийной презентацией. И с музыкой, и с презентацией мне помогли мои кадеты. В этом учебном году на неделе русской словесности в школе мы сыграли три рассказа Чехова («Егерь», «Верочка», «Хористка»). Материал для рассказа об этом периоде жизни писателя, об истории создания рассказов нашли в Интернете.
Четыре года подряд мы вместе с наиболее «сильными» учащимися 11-х классов (городская многопрофильная школа «Интеллект») осуществляем большие исследовательские проекты. Проект Екатерины С. «Философия двуязычия в судьбе и творчестве И.Бродского» занял первое место на городской конференции, а Любовь Г. заняла I место на областном конкурсе «Растим патриотов». Такие проекты должны быть очень интересны их создателям (Катя только что вернулась из Америки, где жила целый год, ей ли не интересно двуязычие великого поэта; Люба из семьи с православными традициями; ещё одна девочка-мусульманка писала работу о «Переводах Корана» у Пушкина и т.д.) и ни в коем случае не списаны из Интернета – обман всё равно откроется…
Найти необходимую Информацию в Интернете сегодня сможет даже ученик начальной школы, владеющий элементарными навыками работы на компьютере. Для этого всего лишь надо знать название хотя бы одной поисковой системы и уметь писать текст.
Чем это нам грозит? - Проект за пять минут. Сочинение за две.
Разумеется, никакие запреты на использование Интернета здесь не помогут. Хочется заметить также, что среди рефератов, сочинений, представленных в Сети, встречаются весьма и весьма посредственные, да и учащихся, очевидно, пришла пора учить не пользоваться чужими рефератами, а работать самостоятельно.
Формирование информационной компетентности учащихся может строиться по разным направлениям, разными методическими приёмами. Из опыта работы я вижу, что большинство учащихся использует в процессе обучения не только традиционные учебники, но всевозможные сборники сочинений, диски с сочинениями, рефератами, ресурсы Интернет. Ещё три года назад, как только компьютер стал обычным явлением и сферой непосредственных интересов моих учеников, у меня возникли вопросы:
• Что могут найти в Интернете наши ученики?
• Вся ли информация в Интернете принесет учащимся пользу?
С тех пор моя основная цель – научить ребят быстро находить то, что им нужно и отсеивать всё лишнее. Не забывая о том, ради чего это всё делается: ради постижения тайн родного Языка и родной Литературы…
IV. Результативность внедрения инноваций
Для отслеживания динамики формирования информационной компетентности учащихся нами был использованы различные методы и виды диагностического инструментария: метод наблюдения, анкетирования, тестирования.
Компоненты (и соответствующие им виды действий) расположены в таблице в последовательности, облегчающей понимание их принадлежности к тому или иному сектору компетентности.

12 – работа по заданию с учебником, хрестоматией 1 – работа с электронным учебником
11 – самостоятельная работа с энциклопедией, словарем 2 – самостоятельная работа с электронной энциклопедией, словарем
10 – целенаправленный поиск информации по библиотечным каталогам 3 – целенаправленное пользование поисковыми системами
9 – переписка традиционной почтой 4 – переписка по электронной почте
8 – подготовка публичного выступления, доклада 5 – подготовка реферата, эссе, доклада в электронном виде
7 – участие в публичной дискуссии 6 – участие в форуме, чате

Количественная оценка сформированности у учащегося информационной компетентности по каждому из двенадцати критериев (компонентов) осуществлялась посредством сложения трех измеряемых показателей:
• oценки знаний (правильности и полноты ответа учащегося на вопрос, касающийся содержания и порядка данного вида действий);
• самооценки учащимся собственных умений в области данного вида действий;
• оценки учащимся степени важности данного умения для его последующей жизни и деятельности.

Полученные результаты анкетирования позволяют утверждать:
1. Заметна в основном «зеркальная» симметрия сформированности «электронной» и «традиционной» составляющих информационной компетентности (6-12, 5-11, 4-10, 3-9, 2-8, 1-7) . Иными словами, это означает, что если учащийся умеет (не умеет) исполнять те или иные действия, то он, как правило, умеет (не умеет) исполнять их с применением как традиционных, так и электронных технологий.
2. Показатели, связанные с наиболее сложными в интеллектуальном отношении действиями (подготовкой докладов, публичных сообщений, как в традиционной форме, так и с применением электронных сетевых технологий), находятся на достаточно высоком уровне, что может свидетельствовать о том, что в школе и классе ведётся систематическая работа по формированию этих компонентов информационной компетентности.
Положения гипотезы проверялись в рамках формирующего эксперимента. В ходе эксперимента были сформулированы и теоретически обоснованы критерии и параметры сформированности информационной компетентности. Кроме того, мы проверили влияние целенаправленного применения проектной технологии на формирование информационной компетентности учащихся. Для решения данной задачи были сформированы две группы: в экспериментальной группе 9к класса (ЭГ) проверялось влияние метода проектов, в контрольной группе (другой 9 класс) (КГ) работа осуществлялась в рамках традиционного обучения. В эксперименте принимали участие 21 человек, контрольная группа - 25 человек.
Динамика формирования информационной компетентности учащихся
в ходе формирующего эксперимента

Экспериментальные данные, свидетельствуют, что на начало экспериментальной работы (I четверть 2005-2006 учебного года) большинство учащихся контрольной и экспериментальной групп находились на недопустимом уровне сформированности информационной компетентности. На сегодняшнем этапе экспериментальной работы (май 2007-2008 учебного года) на 42 % уменьшилось количество учащихся экспериментальной группы, находящихся на недопустимом уровне сформированности информационной компетентности, в то время как в контрольной группе только на 14 %; на 23 % увеличилось количество учащихся экспериментальной группы, находящихся на допустимом уровне сформированности информационной компетентности; на 19 % увеличилось количество учащихся, находящихся на оптимальном уровне сформированности информационной компетентности, в то время как в контрольной – данные изменились в гораздо меньшей степени.
Таким образом, экспериментально подтверждено, что формирование информационной компетентности учащихся идет эффективнее при целенаправленном применении метода проектов. Результаты, полученные в экспериментальной группе (ЭГ), позволяют выявить общую положительную тенденцию: формирование информационной компетентности идет более успешно в группе, где реализованы заявленные инновации. Антипова Елена Викторовна, МОУ "СОШ №3" города Сорочинска


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1
Зарегистрирован: 10.10.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.08 12:02. Заголовок: Наша школа одной из ..


Наша школа одной из первых включилась в изучение ИКТ. В преподавании любой дисциплины очень важно использование ЭОР. Особенно, на мой взгляд, эффективно использование ИКТ в преподавании литературы. Удается погрузить учащихся в ту эпоху, о которой идет речь на уроке. Яркими запоминающимися являются уроки с использованием фрагментов фильмов. Помогают ИКТ и в подготовке к ЕГЭ. Учащиеся с удовольствием решают в электронном варианте.
Спасибо, Галина Сергеевна, за содержательное выступление.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 33
Зарегистрирован: 12.09.08
Откуда: Россия, Сорочинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.08 12:59. Заголовок: Ваганова Е. пишет: ..


Ваганова Е. пишет:

 цитата:
Особенно, на мой взгляд, эффективно использование ИКТ в преподавании литературы.



Уважаемая Елена Владимировна, могу я просить Вас подкрепить Ваши слова Вашими ресурсами, разработками? Пополните нашу муниципальную копилку уроков!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет