|
| moderator
|
Сообщение: 2
Зарегистрирован: 19.09.08
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 25.09.08 11:58. Заголовок: Учебные материалы нового поколения в организации образовательного процесса в начальной школе
Учебные материалы нового поколения в организации образовательного процесса в начальной школе Пути назад нет. Ради того, чтобы соответствовать нашим ученикам, и по большому счету новым цивилизационным вызовам, мы должны стать просвещенными пользователями, уважающими системный подход в построении образовательной среды. Информатизация общества – сегодня реальность, поэтому насущной потребностью становится приобщение школьников к информационной культуре. Это очень широкое понятие, в которое ученые включают и обеспечение компьютерной грамотности, и применение компьютера в рамках сложившихся форм обучения, и разработку психолого-дидактических и методических учебных материалов нового поколения в ходе развернутой учебной деятельности. Очевидно, что компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, но стал средством обучения. Он позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения младшими школьниками различных предметов. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой активности учащихся. Ведь успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов: 1. «Виртуальная реальность». Другими словами, комплекс учебных образовательных программ, построенных на 3D технологии, дает возможность увидеть сложные для понимания объекты и даже протекающие в них процессы в трехмерном пространстве класса. Эффект достигается при помощи специальных очков со встроенными поляризационными фильтрами. Виртуальные картинки, например, кровеносные сосуды, нельзя потрогать руками, но можно «покрутить» и увеличить, а посредством анимации увидеть и процессы. В части случаев 3D технологии позволяют «педагогическую трудность» преодолеть: на зрительном, эмоциональном, интуитивном уровне дети «схватывают». Это не замена классического подхода к обучению, а его принципиальное расширение, которое по последним исследованиям, соотносится с устройством человеческой памяти. 2. 3D Принтер. С помощью «распечатки» объекта можно показать искривление позвоночника, сложную структуру какого-то органа. Насколько доступнее будут знания, если учащийся получит возможность просто подержать объект в руках! 3. Автономный мини-проектор. Одна из главных закономерностей, присущая всем новым изделиям – миниатюризация. То есть сокращение габаритов, затрат энергии, уменьшения размеров и веса без потери функциональности. Учителю это дает мобильность, в том числе в проведении медиазанятий в различных классах. Пока традиционными являются специально оборудованные классы, в которых проводятся мультимедийные презентации. Учитель «привязан к территории». Такой маленький портативный проектор, как например Mitsubishi Electric PK-20, весом – 450 гр., и габаритами 12,3 х 4,7 х 9,8 см. дает педагогу большую возможность. Еще одно преимущество маленьких проекторов в том, что они могут работать от аккумуляторов. 4. «Карманная» интерактивная доска. В небольшой кейс складывается маленькая коробочка – специальный приемник, подключаемый к компьютеру, который в свою очередь – к проектору. Учитель получает возможность управлять изображением, делать графические комментарии к любой из проекций. Проект при этом может светить как на экран, так и просто на белую стену. Это устройство дает возможность графического комментирования образов, отображаемых на экране, дает рассказчику «право внедриться» в объект, тело, текст, и, следовательно, предоставить максимально грамотный и глубокий комментарий к содержанию материала. 5. «Безопасная» мебель. Вначале кассетный магнитофон развивался как само изделие, затем он вошел в состав музыкального центра. DVD-проигрыватель и телевизор «влились» в домашний кинотеатр. Нечто подобное происходит с учебной мебелью. Окружающее человека пространство настраивается на более эффективные условия для его работы – это общая и разумная тенденция. В столешницы врезаются мониторы, встраиваются USB-порты, DVD-проигрыватели, формируются регулируемые подкладки под локти, подставки под ноги. Интеграция компьютерной техники, Hi-Techa с мебелью позволяет увеличить время работы и ее эффективность при минимальной «вредности» здоровью. 6. Роботы. Мы учим детей информатике – эта дисциплина вырабатывает системность мышления, помогает выстраивать логические алгоритмы, видеть взаимосвязи между элементами. Сегодня такая программа дополняется различными робото-техническими устройствами (гусеничной машиной, которая должна пройти из точки А в точку Вi и т.д.). Ученик наглядно с помощью создаваемого роботом образа оценивает результаты работы программы, которую моделирует, и в его сознании вырабатывается понимание процессов. 7. Устройство для детей с ограниченными возможностями. Специальные touch peq позволяют управлять компьютером носом, подбородком, любой частью тела. Все это дает возможность детям-инвалидам рисовать, творить без посторонней помощи. Персональные головные телефоны, позволяющие работать с мультимедийной информацией, созданы для детей с ограничениями по слуху. Компактные видеоимиджеры дают такое увеличение текста, мелких объектов, что ребенок может с ним работать без напряжения зрения. Отдельное место занимают релаксаторы – например, светодиодные волокна, перебирая пальцами которые, ребенок испытывает положительные эмоции. 8. Интерактивные столы. Это лежащая большая школьная доска, на которой может одновременно писать и рисовать весь класс! По мнению наших зарубежных коллег, это устройство особенно эффективно для групповой проектно-исследовательской работы учащихся. Управлять и рисовать на интерактивном столе можно не только стилусом (ручкой), но и пальцем. 9. Электронное протоколирование. При помощи специальных электронных блокнотов с бумажным блоком для записей сегодня можно написанное на обычной бумаге сразу же переслать в компьютер. Результаты графических набросков, схем, сделанных, к примеру, на основе совместных обсуждений за круглым столом, с помощью встроенного в блокнот специального сканера запоминаются, а затем одним нажатием кнопки пересылаются в компьютер, их можно распечатать, разослать по электронной почте всем участникам обсуждений. 10. Персональный мониторинг. Поток информации, которую дают современные медиаресурсы, - мощный. Если предложить, что с их использованием проходит каждый урок и помножить 45 мин. на 4-5 уроков, то очевидно, что такая нагрузка может привести к гиперактивности учащихся. Для того, чтобы не ввести школьников в состояние гиперактивности, и учащимся, и педагогам желательно оперативно отслеживать эмоциональное возбуждение. Важно не только отслеживать, но и регулировать процессы. Для этого есть специальные программы-тренажеры, которые позволяют тренировать, к примеру, глазную мышцу, регулировать дыхание, давление и просто обеспечить минуту-другую отдыха с использованием аудио- или видео-релаксатора. 11. Интерактивная доска. Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение. В отличие от работы за монитором доску могут видеть все учащиеся. Материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы – позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Интерактивная доска помогает самоутверждению и вдохновляет их уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом. Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником, и стремится со взрослыми на равных. Интерактивная доска облегчает подготовку к уроку, позволяет вносить инновации в работу, дает возможность отказаться от урочной системы. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. При создании совместных учебных проектов учащиеся не просто делятся информацией с партнерами, а совместно работают над каким-либо проектом - выбирается тема, разрабатываются методы исследования: • Совершенствуют умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети; • Совершенствуют умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров; • Пополняют свой словарный запас, как активный, так и пассивный. Одно из главенствующих мест в жизни современного человека занимает информация, при этом интеллектуальный труд становится основным. Профессионализм работников оценивается не столько объемом их знаний в предметной области, сколько умением ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать информацию и преобразовывать. И одна из самых актуальных проблем современного образования – подготовка нового поколения к жизни в изменившемся мире. Руководитель ГМО учителей начальных классов г. Сорочинска Оренбургской области Котровская Надежда Георгиевна
|